Отчет правительства за 2020 год, конечно, особый, причем по нескольким причинам. Первая и главная — в том, что работать в прошлом году только сформированному тогда правительству Михаила Мишустина пришлось в условиях пандемии и над проблемами, которые было трудно себе даже представить. Времени на притирку и раскачку у нового кабинета министров не было.

В итоге российская экономика оказалась более устойчивой в условиях пандемии, чем экономики многих стран — падение ВВП на 3% ниже, чем в самых передовых государствах. Не приняла массового характера и безработица: после пиковых значений прошлого августа наблюдается постепенное восстановление рынка труда.

Одним из основных инструментов антиковидной стратегии кабмина стала адресная поддержка граждан. Дополнительная поддержка россиян в 2020 году достигла почти 2,5 трлн рублей — свыше 10% федерального бюджета. Это в первую очередь говорит о высоком стандарте социальной поддержки, ее точности в выборе приоритетов и инструментов.

В отчете премьера эти достижения прозвучали одним блоком. Но эффективная борьба с пандемией и ее последствиями были бы невозможны, если бы не целенаправленные и компетентные действия правительства. Оно отработало новые подходы в организации работы, существенно повысило оперативность принятия решений и наладило обратную связь с регионами, широко применяло методы цифровизации госуправления и тщательно отслеживало адресность помощи населению.

Эффективными оказались наработки по цифровизации госуправления и электронному формату предоставления социальных услуг. «Коронавирусная ситуация» стала мощным стимулом для решения насущной задачи — создания нового стандарта взаимодействия государства и граждан на основе двух ключевых принципов — простоты и удобства пользования. Понятие «социальное казначейство» впервые прозвучало в первые месяцы борьбы с ковидной угрозой. Но благодаря оперативной реакции уже в 2022 году (об этом говорил и Владимир Путин в недавнем послании Федеральному собранию) заработают в полной мере его основные принципы — оформление и выплаты всех пособий и пенсий «по факту», без долгого оформления.

Вторая причина — многие из достижений минувшего года стали возможны только благодаря запущенным механизмам обратной связи, живого диалога с гражданами, бизнесом, регионами. В выработке и реализации многих решений принимало непосредственное участие деловое сообщество — и это стало гарантией их действенности. Члены правительства и лично премьер-министр за последнее время объехали многие субъекты, оценили, как они развиваются, какие есть сложности. В самое горячее время борьбы с пандемией была разработана программа помощи десяти наиболее нуждающимся регионам России. Всё это создает постоянный режим лучшего понимания и повышает скорость решения проблем.

Третья причина. В самых разных разделах доклада премьера звучал вопрос ответственности — и власти, и бизнеса — перед обществом. Социальная справедливость — острая и многогранная тема. А потому немаловажно, что премьер серьезно поставил в отчете проблему роста цен и справедливого налогообложения офшорных стратегий вывода капиталов из страны (этому был посвящен его ответ на единственный вопрос, заданный от имени всех фракций Госдумы), полноценного возмещения экологического ущерба из чистой прибыли бизнеса и многие другие вопросы «борьбы с жадностью», которая никак не соответствует современному пониманию ответственного поведения бизнеса и социальной справедливости.

Наконец, причина четвертая. Нынешний отчет — первый после принятия конституционных поправок. Они задали новые, более высокие стандарты социального государства. И немаловажно, что премьер в начале своего выступления отметил «совершенно другой уровень взаимодействия законодательной и исполнительной власти». Его обеспечили новые нормы, расширяющие участие парламента в формировании кабинета (уже опробованные прошлой осенью) в сочетании с чувством ответственности и министров, и депутатов за принимаемые в столь непростой обстановке решения. Не случайно позитивный опыт взаимодействия с членами правительства упоминался во многих вопросах депутатов и выступлениях лидеров фракций.

Благодаря работе по этим стандартам удалось сделать так, чтобы новые конституционные нормы социальной политики, поддержки граждан, развития экономики и регионов реально заработали на практике в кратчайшие сроки и, по сути, они составили ядро всей заданной президентом страны антикризисной политики прошлого года, а также стратегии достижения национальных целей развития.

Таким образом, правительство не просто проводило антикризисную политику, но и использовало экстремальные условия прошлого года, чтобы создать новые стандарты качества своей постоянной работы, которые имеют принципиальное значение для дальнейшего развития страны. Не случайно Михаил Мишустин завершил свое выступление констатацией, что за прошлый год созданы условия для «постковидного прорыва».

Автор — глава Института социально-экономических и политических исследований

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник